Главная \ Статьи \ Что делать, если сработала пожарная сигнализация?
« Назад

Что делать, если сработала пожарная сигнализация?  

Автоматизированные пожарные сигнализации (АПС) оповещают об обнаружении возгорания в охраняемом периметре. Первый вопрос, когда сработала пожарная сигнализация – куда звонить и какие действия предпринять при получении оповещения.

Причины срабатывания противопожарной сигнализации

Системы пожарного оповещения представлены сетью датчиков, срабатывающих при получении определенного сигнала. Некоторые модели реагируют на повышение температуры, другие фиксируют изменение плотности среды (задымление). Сигнализация оснащена контрольной панелью (диспетчерский пульт), которая обрабатывает информацию датчиков и отвечает за включение звуковых, световых или речевых оповещателей. Сигнальная сеть охватывает несколько помещений, что отражено на пульте управления – контрольный щит разделен на секции, соответствующие расположению датчиков.

Система пожарной сигнализации

Выделяют две причины включения сигнализации:

  • срабатывание в автоматическом режиме, при поступлении информации об обнаружении признаков огня на пожарный извещатель;
  • ложное включение оповещения в случае поломки компонентов системы.

Уведомление о срабатывании АПС приходит в диспетчерскую, где расположена контрольная панель.

Поскольку сигнал на контроллере помогает установить участок, на котором произошло срабатывание пожарного извещателя, но не определяет причину запуска звуковых элементов, диспетчер обязан установить факторы срабатывания. На участок направляется ответственное лицо, которое фиксирует наличие признаков возгорания или отмечает факт ложного запуска.

Ложное срабатывание

Автоматизированные системы пожарной сигнализации достаточно надежны, но ни одна сеть полностью не застрахована от случайных обстоятельств. Ложное срабатывание происходит в следующих случаях:

  • поломка датчиков;
  • повреждение электронных или электрических кабелей;
  • неисправность контрольной панели;
  • преднамеренное воздействие с целью совершения хулиганских действий.

После включения звукового оповещения, предупреждающего о наличии возгорания, ответственное лицо обязано провести проверку. Если проверка после срабатывания оповещателей не выявила признаков пожара, значит в системе произошел сбой. В таком случае диспетчер должен звонить в сервисный центр, с которым заключен договор на обслуживание АПС, а в гарантийных ситуациях в организацию, выполнявшую монтаж системы.

Срабатывание сигнализации при пожаре

Если сигнализация сработала при обнаружении небольшого задымления, не связанного с открытым пламенем или электричеством, предпринимают следующие шаги:

  • устанавливают источник задымления (тлеющий окурок, водяной пар от кипящей воды) и устраняют провоцирующий фактор;
  • выполняют проветривание помещения с помощью вытяжки или путем открытия окон.

пожарная сигнализация

После идентификации проблемы сигнализацию перезапускают, сведения о происшествии фиксируют в отчетной документации.

Что делать, если сработала пожарная сигнализация сразу на нескольких участках или обнаружено возгорание, которое невозможно локализовать собственными силами? В таком случае диспетчер обязан звонить в пожарную службу по телефону 01 (101 или 112 для мобильных телефонов) или по телефонам, которые указаны в штатных документах как контакты при чрезвычайных ситуациях. Кроме звонка в пожарную службу, диспетчер вводит в действие эвакуационные мероприятия.

До прибытия пожарной службы необходимо обесточить помещения. Небольшое возгорание нужно попытаться локализовать своими силами, с применением огнетушителей и СИЗ.
пожарная сигнализация